Выступление отца Александра в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге 17-18 декабря состоялись выступления отца Александра.
Репортаж о выступлении в Питерскои «Буквоеде» можно прочитать на нашем сайте.

Александр ТОРИК — писатель или православный миссионер, избравший литературу средством миссии?

фото и текст: Андрей ХАУСТОВ.

Прежде чем рассказать о встрече протоиерея Александра ТОРИКА с читателями в самом главном Питерском «Буквоеде» на Восстания, хочется сразу предупредить о том, что сам отец Александр не любит, когда его называют «известным православным писателем», предпочитая говорить о своих литературных трудах как о проповеди Христа посредством художественной литературы.

Александр ТОРИК — довольно знаковая фигура не только в православной среде, но и в мирской жизни. Его приглашают на интервью, о нём говорят в статьях и по телевидению, его произведения хвалят и ругают, ему предлагают снять фильмы по его книгам, а он, словно не замечая всей этой суеты, спокойно продолжает выполнять свою миссию — проповедовать Слово Божие наиболее близким и доступным ему средством – художественной литературой.

В силу сложившихся жизненных обстоятельств, вследствие потери здоровья после десятилетнего служения настоятелем в полуразрушенном сельском храме, отец Александр не может посвящать себя только служению в храме, как и не имеет возможности активно заниматься социальными проектами помощи детям, инвалидам, малоимущим по примеру многих других священнослужителей.

Поэтому, его основное служение – миссия, основная проповедь — на бумаге. И это «второе призвание» себя полностью оправдывает.

Что говорить, успех его книг — феноменален, а степень читательского доверия — очень высокая. И это всё с каждым годом растёт, увеличивается как снежный ком, почти в геометрической прогрессии. Об этом можно судить уже хотя бы потому, что его книги стали выпускать пираты, а знаменитая трилогия «ФЛАВИАН» — и сейчас дефицит при тираже в 50 000 экз. на каждый томик в одном только издательстве «Никея». Всего же повесть выдержала 10 различных изданий многотысячными тиражами!

Чем это объясняется?

Прежде всего, верой в то, что он делает. Второе — безусловным писательским талантом. Третье — высокой степенью достоверности описываемых событий и сюжетов . Согласитесь, писательский успех невозможен, если читатель не верит происходящему на страницах книги или верит этому не до конца. Всё прямо по Станиславскому.

Четвёртое — живая, интересная манера подачи информации, без излишнего морализаторства, сухости и зауми.

Это очень важно в мире, где чтение заменяется потреблением готовых коротких фраз-цитат, видеороликов и разжёванного медиа-контента ТВ и интернета. Автор это прекрасно понимает и старается делать свои произведения доступными для как можно большего числа людей. При этом абсолютно не страдают содержание и суть книги.
Произведения Александра ТОРИКА с равным интересом и на одном дыхании прочтёт и бабушка-пенсионерка, и министр, и работяга, и солдат, и священник, и школьник. Разумеется, здесь всё зависит от степени «подготовленности» человека к тому, что он встретит на страницах книги.

Например, первая часть «ФЛАВИАНА» адресована, скажем так, «новичкам», людям, делающим первые шаги в православной жизни; вторая — «для опытных»; третья и вовсе для «продвинутых».

А такое серьёзное духовное литературное произведение, как повесть «СЕЛАФИИЛА» – «четвёртая часть ФЛАВИАНА», обращенная преимущественно к монашествующим, будет тем не менее доступна в восприятии и теми людьми, которые имеют определённый сложившийся духовный опыт, и даже только воцерковляющимся.

Ну а теперь несколько слов, собственно, о самой встрече протоиерея Александра ТОРИКА с читателями в Питерском Буквоеде, и несколько моих впечатлений от беседы с этим замечательным человеком.

Сразу скажу, никакого формата «интервью» здесь не будет, только наблюдения со стороны, плюс интересные факты, озвученные самим отцом Александром.

ВСТРЕЧА

Ещё за 20 минут до начала встречи, в «зале пресс-конференций» Буквоеда не было свободных мест, многие люди приехали сюда специально для того, чтобы послушать и пообщаться с отцом Александром, другие (меньшинство) — просто зеваки, убивающие время за столиком с шоколадным коктейлем и с удивлением рассматривавшие человека в рясе, собравшего столько народу.

В самом начале основные темы беседы, как и положено на подобных мероприятиях, задавались пресс-секретарём Буквоеда — Светланой АЛЕКСЕЕВОЙ. Далее, беседа шла уже сама собой, отец Александр оказался профессионально словоохотливым человеком, и даже подшучивал, говоря: «Дай попу только слово сказать, и его не остановишь».
А по завершении встречи, Александр ТОРИК нашёл время пообщаться и ответить на многочисленные вопросы слушателей в зале и подписать книги всем желающим.

ПРОТОИЕРЕЙ-ПИСАТЕЛЬ

О том, как отец Александр начал свою просветительско-миссионерскую деятельность на ниве Литературы уже много где написано, и повторяться как то не хочется. Кому интересно, прочитайте эту статью на сайте издательства ФЛАВИАН-ПРЕСС, основателем и главным редактором которого является Александр ТОРИК.

А от себя добавлю, и повторюсь: отец Александр не считает себя писателем, но при этом, однако, он работает как самый настоящий писатель! Сбор материала, выстраивание композиции и сюжетных линий, тщательнейшая прорисовка характеров и ландшафтов, детальное изучение каждой мелочи, задействованной в описании, перепроверка фактического материала, шлифовка текста… – всё говорит в эту пользу.

Например, в процессе создания новой повести «РУСАК», для абсолютной достоверности описаний и действий героев повествования, автор много общался с людьми, о которых пойдёт речь в этой книге, изучал их привычки, поведение, среду, в которой они живут, сленг, образ жизни и т.д.

Он даже специально зарегистрировался на форуме спецназовцев и ветеранов боевых действий, чтобы получить их профессиональное мнение по интересующим его вопросам для книги. Отец Александр так и написал там: мол, так и так, пишу книгу, нужна информация из первых рук и грамотное мнение по такому-то, такому-то вопросу.

Всего в теме «писателю-священнику нужна помощь спецназовцев» им было задано 12 различных вопросов, которые переросли в последующую личную переписку с отдельными офицерами спецназа.

Так работают все без исключения серьёзные писатели или журналисты.

Поэтому, лично для меня вопрос о том, писатель Александр ТОРИК или просто миссионер, избравший для проповеди печатное слово, снимается сам собой.

ВДОХНОВЕНИЕ

Любой творческий человек не может создать что-то по-настоящему цельное без вдохновения. У протоиерея Александра ТОРИКА с этим проблем нет, и никогда не было. Это очень работоспособный человек, который пишет не просто быстро, а качественно и быстро. Практически, на одном дыхании.

Со слов отца Александра, особенно легко, приятно и быстро пишется на Святом Афоне.

«- В такие моменты я только клавиши нажимаю, книга пишется сама. Я словно читатель жду – ну что там дальше будет? Что он так медленно пальцами шевелит?».
Оно и понятно, в таком святом месте — и благодать особенная, и помощь писателю предавшему себя в служение Великому Автору Мироздания, особенно ощутима.

На первую книгу повести «ФЛАВИАН» у Александра ушло несколько месяцев, а на продолжение второй и третьей частей — по 2-3 месяца.

А вот его новая книга «РУСАК» (в стадии подготовки к печати) вынашивалась в мыслях целый год, но была написана всего за полтора месяца.

ЭКШЕН

Кстати, в этой книге будет много такого, что некоторых особенно впечатлительных натур просто шокирует и придётся им не по душе, предупреждает автор. Книга будет «этакий жесткач», правда жизни, в целом, довольно тяжёлая повесть. Отец Александр так и говорит: «Это будет самый настоящий ЭКШЕН!»

Почему так много в новом произведении «будет ЭКШЕНА», автор не говорит, хотя не трудно догадаться — автор, вероятно, ко всему прочему, предполагает охватить миссией ещё одну новую аудиторию.

Что касается самой повести, то пересказать сюжет здесь вряд ли получится — о ней пока мало что известно в деталях — выйдет, прочтёте сами. Но, ещё раз предупреждаю, что, не смотря на то, что это всё-таки изначально духовная литература, это ещё полноценное художественное произведение в жанре «мужская проза», поэтому здесь будут и интрига, и завязка, и развязка, и действие, то есть, ЭКШЕН, и цельные характеры, и правда жизни, и современная «love story». Так что всем будет интересно.

Правда, как убеждает сам автор, повесть РУСАК отличается от других его произведений не столько экшеном и лав-стори, сколько большей степенью художественности, по сравнению с тем же самым ФЛАВИАНом.

ЧУДЕСА

В произведениях Александра ТОРИКА очень много чудесных явлений и религиозной мистики. На прямой вопрос: «действительно ли все из описанных ситуаций и событий — правда, а не художественный гротеск?»,

автор, голосом уставшего от подобных вопросов человека, спокойно отвечает: «Да, всё это правда. Всё без исключения. По крайней мере, во ФЛАВИАНЕ.

За три десятилетия моей церковной жизни, из которых двадцать прошли в пастырском служении, много чего выпало на мою честь видеть, слышать и наблюдать. А на Афоне так и вообще чудеса — это вполне обычное, для многих, можно сказать, «рядовое явление», своего рода – «повседневность».

НЕМНОГО ЗА ЖИЗНЬ

У отца Александра сейчас нет постоянного места служения. По состоянию здоровья он перешёл на положение заштатного клирика и большую часть времени и духовных сил отдаёт писательской деятельности. Однако иногда ездит «послужить для души» в один из подмосковных храмов. Название не разглашает, так как держит слово, данное его настоятелю во избежание наплыва праздной публики и совершенно ненужного ажиотажа прихожан вокруг своего имени.

Храмы отец Александр называет своеобразно и, как подобает писателю, образно — «станциями тех.обслуживания души».

СОВПАДЕНИЯ

В одной из статей протоиерея Александра ТОРИКА мне запомнилась цитата Блеза Паскаля : «Случай – это псевдоним, который избрал себе Господь Бог».

Действительно, если вдуматься, его величество Случай многое определяет.

Случайного ничего нет. Вот как объяснить тот факт из жизни Александра, что ещё в далёком 1976 году, он, не будучи ещё осознанно верующим и воцерковлённым человеком, плавал на байдарках во Владимирской области по реке Нерли и остановился у храма Покрова на Нерли, который потряс его и каким-то удивительным ощущением того, это живое существо, а не просто знаменитый шедевр древнерусской архитектуры.

Молодой Александр даже остался здесь с палаткой на два дня (что было немыслимо, так как этот храм – особо охраняемый памятник архитектуры), но государство в лице ревностного смотрителя собора «тёти Шуры» сделало исключение и оказалось благосклонным к туристу, позволив ему здесь бывать и впредь, приезжать с палаткой на несколько дней. Удивительно!

И вот он — Господин Случай (!): С тех пор суждено было отцу Александру за два с лишним десятилетия его церковного служения, служить именно в тех храмах, в названии которых, так или иначе, встречалось слово «Покров»/ «Покровский»!

Словно Матерь Божья взяла меня тогда под Свой Покров… — говорит об этом он сам.

Или эпизод, относящийся к написанию сказки «ДИМОН»: когда автор не находил решения в создании образа «Терминала» — места, куда попадают души сразу после смерти и где они проходят «мытарства». В этот самый момент ему в руки попадает книга А.И. Осипова «Посмертная жизнь души», которая сразу помогает ему понять, как его нужно всё описать.

Кстати, «ДИМОН» как показала жизнь — очень кинематографичное по своей сути произведение. Отцу Александру уже 5 раз предлагали сотрудничество различные кинокомпании. Некоторые предложения были отвергнуты сразу – не понравились по ряду принципиальных «идеологических» соображений, другие предложения пока рассматривается. Тоже, наверное, Случай!

ИЗДАТЕЛЬСТВО

Протоиерей Александр ТОРИК вместе с родственниками и духовно близкими ему людьми образовал редакционно-издательскую группу «Флавиан-Пресс», которая с октября 2011 года является единственным законным обладателем авторских прав на издание всех произведений Александра ТОРИКА на территории Российской Федерации.

На территории государства Украина, единственным законным обладателем прав на издание его книг является симферопольское издательство «Родное Слово».